Братские могилы


        На братских могилах не ставят крестов, 
	И вдовы на них не рыдают, 
	К ним кто-то приносит букеты цветов,
	И Вечный огонь зажигают. 

	Здесь раньше вставала земля на дыбы, 
	А нынче - гранитные плиты. 
	Здесь нет ни одной персональной судьбы -
	Все судьбы в единую слиты. 

	А в Вечном огне виден вспыхнувший танк, 
	Горящие русские хаты, 
	Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, 
	Горящее сердце солдата. 

	У братских могил нет заплаканных вдов -
	Сюда ходят люди покрепче. 
	На братских могилах не ставят крестов, 
	Но разве от этого легче?..


	1964
Написана для спектакля "Павшие и живые", не вошла.
Использована в кинофильме "Я родом из детства". 

В.В.: ...Иногда мне присылают письма и спрашивают на выступлениях:
"Что у вас идет после такого-то слова?". Я тоже прихожу в
недоумение, потому что и сам забыл. Я начинаю, значит, где-то
искать, достаю с нижней полки, смотрю, восстанавливаю - и вдруг
вижу, что эту песню еще можно петь: хоть она и старая, прежняя, а
тема не ушла. Отряхнешь пыль, переменишь какие-то слова,
переменишь немножечко музыку, чего-то допишешь, потому что хозяин
- барин, и снова поешь. Так что песне, в отличие от человека, можно
продлить жизнь. У песен счастливее судьба, чем у людей, потому что
хороший, достойный человек очень много волнуется, нервничает,
беспокоится за своих близких и помирает раньше, чем плохой. Так уж
случилось: всегда "смерть самых лучших намечает и дергает по
одному.". А вот плохой человек дольше живет, потому что он мало
тратится... 
 
А с песней наоборот - песня, если она того стоит, может жить долго.
Вот, например, песня "Братские могилы" была на пластинке, в
кино, в театре, и, казалось бы, все уже отыграно, отработано, а я ею
всегда начинаю концерты, почти каждое выступление. Так что песня
живет. 
 

Выбрать Автора