Биография
Бориc Алексеевич Чичибабин
(9 января 1923, Кременчуг — 15
декабря 1994, Харьков;
настоящая фамилия Полушин)
— русский поэт, лауреат
Государственной премии
СССР (1990), которого иногда
относят к так называемым
«шестидесятникам».
Жил в Харькове, на
протяжении трёх
десятилетий был одним из
самых известных и любимых
представителей творческой
интеллигенции города (1950-е
— 1980-е годы). С конца 50-х
годов его стихотворения в
рукописях широко
распространялись по всей
России. Официальное
признание пришло к поэту
только в конце жизни, в годы
перестройки.
Б. А. Чичибабин
воспитывался в семье
офицера, окончил школу на
родине Репина — в Чугуеве
Харьковской области. Его
псевдоним взят в честь
двоюродного деда со
стороны матери, академика
Алексея Евгеньевича
Чичибабина, выдающегося
учёного в области
органической химии и
одного из первых советских
«невозвращенцев». В 1940 г.
Борис начал учёбу на
историческом факультете
Харьковского университета,
но в начале войны был
призван в армию и служил на
Закавказском фронте.
В 1945 г. поступил на
филологический факультет
ХГУ, но уже в июне 1946 г. был
арестован и осуждён на 5 лет
лагерей «за антисоветскую
агитацию».
Предположительно[1],
причиной ареста были стихи
— крамольная скоморошья
попевка с рефреном «Мать
моя посадница», где были,
например, такие строки:
Пропечи страну дотла,
Песня-поножовщина,
Чтоб на землю не пришла
Новая ежовщина!
В тюрьме Чичибабин написал
«Красные помидоры», а в
лагере — «Махорку», два
ярких образца «тюремной
лирики». Эти стихи,
положенные на музыку
актёром и певцом Леонидом
(«Лешкой») Пугачевым,
широко разошлись по
стране.
Уже в 50-е годы, после
возвращения из лагерей,
намечаются основные темы
поэзии Чичибабина. Это,
прежде всего, гражданская
лирика, «новый Радищев —
гнев и печаль» которого
вызывают «государственные
хамы», как в стихотворении
1959 г. «Клянусь на знамени
весёлом» («Не умер
Сталин»).
К ней примыкает редкая в
послевоенной поэзии тема
сочувствия угнетённым
народам послевоенной
советской империи —
крымским татарам, евреям,
«попранной вольности»
Прибалтики — и
солидарности с ними
(«Крымские прогулки»,
«Еврейскому народу»). Эти
мотивы сочетаются у
Чичибабина с любовью к
России и русскому языку,
преклонением перед
Пушкиным и Толстым («Родной
язык»), а также с сыновней
нежностью к родной
Украине:
У меня такой уклон:
Я на юге — россиянин,
А под северным сияньем
Сразу делаюсь хохлом.
В начале 60-х, на волне
массового увлечения
поэзией, Чичибабин с
успехом читает стихи на
поэтических вечерах, ведёт
литературную студию. Из
печати выходят четыре
сборника его стихов. Однако
цензурный гнёт, вместе с
органически присущей
Чичибабину установкой на
демократичность и его не
изжитым в ту пору
революционным романтизмом,
привели к тому, что в этих
книгах оказалось немало
стихов, звучавших
декларативно, вполне в духе
официоза. В 1968 году, после
вторжения в Чехословакию,
даже само название
сборника «Плывёт Аврора»
отталкивало читателей.
Такая потеря
индивидуальности привела
Чичибабина к глубокому
духовному кризису
(«…Уходит в ночь мой
траурный трамвай»):
Я сам себе растлитель и
злодей,
и стыд и боль как должное
приемлю,
за то, что всё придумывал —
людей
и землю.
А хуже всех я выдумал
себя…
Выход наметился, когда поэт
встретил свою настоящую
любовь («Сонеты к Лиле»).
«Уход из дозволенной
литературы… был свободным
нравственным решением,
негромким, но твёрдым
отказом от самой
возможности фальши»[2].
Чичибабин возвращается к
работе экономистом «в
трамвайном управлении»,
пишет для себя и для друзей.
Его темами остаются любовь,
природа, книги. В начале 70-х
Чичибабин мучительно
переживал эмиграцию своих
друзей, благословляя их, а
не осуждая:
Дай вам Бог с корней до
крон
без беды в отрыв собраться.
Уходящему — поклон.
Остающемуся — братство.
В 1973 г., после появления
сборника в самиздате и
публичного чтения резкого
стихотворения о «воровских
похоронах» Твардовского,
Чичибабина исключают из
Союза писателей. Благодаря
прямоте и отсутствию
фальши, поэзия Чичибабина в
70-е — 80-е годы становится
известна интеллигенции и
за пределами Харькова. В
годы перестройки его стихи
зазвучали злободневно,
насущно, их активно
печатают газеты и журналы,
выходят итоговые
неподцензурные сборники. В
1990 г. за книгу «Колокол»
поэт удостоен
Государственной премии
СССР. Чичибабин участвует в
работе общества
«Мемориал», даёт интервью,
выезжает в Италию, в
Израиль.
Похороны Бориса Чичибабина
в декабре 1994 г. в Харькове
были многолюдны.