Биография
Окончив Лосиноостровскую
гимназию в 1917 году, он
поступил на филологический
факультет МГУ. Вскоре был
мобилизован в Красную
Армию. Годы 1918-1919 -
армейские годы поэта. Затем
в разное время он работал
то библиотекарем на
Северном Кавказе, то в
МОПРе (Международной
организации помощи борцам
революции) то литературным
консультантом. И всегда,
при всех - самых трудных -
обстоятельствах жизни,
продолжалась работа над
стихом. Писать же Кочетков
начал рано - с четырнадцати
лет. Автор пьесы в стихах о
Копернике (Театр
Московского Планетария). В
соавторстве с Константином
Липскеровым и Сергеем
Шервинским написал две
пьесы в стихах,
пользовавшиеся успехом
(«Надежда Дурова» и
«Вольные фламандцы»).
Среди переводов:
«Волшебный рог юноши»
Арнима и Брентано
(полностью не
опубликовано), роман Бруно
Франка о Сервантесе; стихи
Хафиза, Анвари, Фаррухи,
Унсари, Эс-хабиб Вафа,
Антала Гидаша, Шиллера,
Корнеля, Расина, Беранже,
грузинских, литовских,
эстонских поэтов;
участвовал в переводах
«Давида Сасунского»,
«Алпамыша», «Калевипоэга».
Стихотворное творчество
Александра Кочеткова мало
известно, но всенародную
славу ему принесло
стихотворение «Баллада о
прокуренном вагоне»,
больше известное по строке
«С любимыми не
расставайтесь». Оно в
буквальном смысле стало
всенародным шлягером конца
XX века благодаря тому, что
прозвучало в фильме
Эльдара Рязанова «Ирония
судьбы или с легким паром».
Строкой из «Баллады»
названа пьеса Александра
Володина, по которой снят
одноименный фильм. Об
истории появления
"Баллады"
рассказывает жена поэта
Нина Григорьевна
Прозрителева в оставшихся
после ее смерти и до сих пор
не опубликованных
записках:
"Лето 1932 года мы
проводили в Ставрополе у
моего отца. Осенью
Александр Сергеевич уезжал
раньше, я должна была
приехать в Москву позднее.
Билет был уже куплен -
Ставропольская ветка до
станции Кавказской, там на
прямой поезд Сочи - Москва.
Расставаться было трудно, и
мы оттягивали как могли.
Накануне отъезда мы решили
продать билет и хоть на три
дня отсрочить отъезд. Эти
же дни - подарок судьбы -
переживать как сплошной
праздник.
Кончилась отсрочка, ехать
было необходимо. Опять
куплен билет, и Александр
Сергеевич уехал. Письмо от
него со станции Кавказской
иллюстрирует настроение, в
каком он ехал. (В этом
письме есть выражение
"полугрущу, полусплю".
В стихотворении -
"полуплакал,
полуспал".)
В Москве, у друзей, которых
он извещал о первом дне
приезда, его появление было
принято как чудо
воскрешения, так как его
считали погибшим в
страшном крушении, которое
произошло с сочинским
поездом на станции
Москва-товарная. Погибли
знакомые, возвращавшиеся
из сочинского санатория.
Александр Сергеевич
избежал гибели потому, что
продал билет на этот поезд
и задержался в Ставрополе.
В первом же письме, которое
я получила от Александра
Сергеевича из Москвы, было
стихотворение "Вагон"
("Баллада о прокуренном
вагоне")..."
Убереженный судьбой от
происшедшего накануне
крушения поезда, поэт не
мог не думать над природой
случайности в жизни
человека, над смыслом
встречи и разлуки, над
судьбой двух любящих друг
друга существ.
Так мы узнаем дату
написания - 1932 год - и
исполненную драматизма
историю стихотворения,
которое было напечатано
спустя тридцать четыре
года. Но и ненапечатанное,
оно в изустной версии,
передаваемое от одного
человека к другому,
получило огромную огласку.
Впервые "Баллада о
прокуренном вагоне" была
опубликована(со
вступительной заметкой о
поэте) в сборнике "День
поэзии" (1966). Затем
"Баллада" вошла в
антологию "Песнь
любви" (1967), печаталась в
"Московском
комсомольце" и с тех пор
все чаще и охотнее
включается в различного
рода сборники и антологии.
Строфы "Баллады"
берутся авторами в
качестве эпиграфов: строка
из "Баллады" стала
названием пьесы А. Володина
"С любимыми не
расставайтесь", чтецы
включают "Балладу" в
свой репертуар.
У него были длинные,
зачесанные назад волосы. Он
был легок в движениях, сами
движения эти выдавали
характер человека,
действия которого
направлялись внутренней
пластикой. У него была
походка, какую сейчас редко
встретишь: мелодична,
предупредительна, в ней
чувствовалось что-то очень
давнее. У него была трость,
и носил он ее галантно,
по-светски, чувствовался
прошлый век, да и сама
трость, казалось, была
давняя, времен Грибоедова.