Биография
ПОПЛАВСКИЙ, БОРИС
ЮЛИАНОВИЧ (1903–1935), русский
поэт и прозаик. Родился 24
мая (6 июня) 1903 в Москве,
выходец из родовитой
польско-литовско-украинско
й семьи. Отец – выпускник
Московской консерватории,
один из учеников
П.И.Чайковского. В доме
Поплавских в арбатском
переулке собирался
литературно-музыкальный
кружок, сестра поэта
Наталья опубликовала в 1917
Стихи зеленой дамы.
В 1918 семья разделилась:
Наталья с матерью остались
в Москве, Поплавский с
отцом переехали в Харьков,
затем в Ялту. Одно из первых
произведений Поплавского
Ода на смерть государя
императора относится к
этому времени. В ялтинском
Чеховском кружке он
впервые выступил с чтением
своих стихов. Первая
публикация состоялась в 1920
в Ростове-на-Дону.
С 1920 Поплавский в
эмиграции, сначала в
Константинополе, затем в
Берлине, наконец в Париже.
Долгое время Поплавский не
печатался. Его дебют в
эмиграции состоялся в 1928 в
журнале «Воля России», хотя
в списках стихи,
впоследствии составившие
единственную прижизненно
изданную книгу Флаги (1931),
были известны парижским
литературным кругам и
раньше, а время от времени
Поплавский принимал
участие в вечерах молодой
поэзии. С появлением
подборок его стихов в
журналах «Звено»,
«Современные записки»,
«Числа» за Поплавским
установилась репутация
«самого сильного голоса»
из прозвучавших в поэзии
изгнания (Г.Адамович),
«самого взрослого, самого
законченного» из «молодых
поэтов» (К.Мочульский).
Своеобразие поэзии
Поплавского, часто
вызывавшей сравнения с
Блоком, родство с которым,
по мнению Адамовича,
прорывалось «сквозь другие
влияния, уклонения,
подражания,
привязанности»,
заключалось в том, что она
была рождена не памятью об
утраченной России, а
исключительно опытом
эмигрантской жизни. С
юности испытав сильное
тяготение к французской
поэтической традиции и
особенно к А.Рембо,
Поплавский следил и за
модернистскими веяниями
западной культуры 1920-х
годов. И по своим
преобладающим мотивам, и по
главным особенностям
художественного языка
стихотворения Поплавского
выразили позицию и поэтику
«Парижской ноты», основные
устремления которой
охарактеризованы в его
статьях на страницах
«Чисел».
Постепенно поэзия
Поплавского все более
отчетливо начала говорить
об искании Бога, о боли и
муках этого пути –
поэтическая тема, которая
занимает главенствующее
место во многих
стихотворениях,
составивших посмертно
изданные книги Снежный час
(1936), В венке из воска (1938),
Дирижабль неизвестного
направления (1965).
Еще в Берлине Поплавский
начал писать роман Аполлон
Безобразов, завершенный им
десять лет спустя в Париже
(1932), публиковавшийся
отрывками в журналах
«Числа» и «Встречи»,
полностью напечатанный
только в 1992. Идея романа
была подсказана
единственным крупным
прозаическим
произведением Э.По Повесть
об Артуре Гордоне Пиме, где
явь отступает перед
страшными видениями моряка
на гибнущем корабле.
Смешение реальности и
фантасмагории образует
ткань построенного в виде
фрагментов романа о
мистике и стоике, фигура
которого многим напоминала
Александра Гингера –
поэта, близкого «Парижской
ноте».
Второй роман Поплавского
Домой с небес остался в
рукописи (фрагменты
появились в 1936–1938, полное
издание в 1993). Это
автобиографическое
повествование, лишенное
фантастики и воссоздающее
типичную для творчества
Поплавского драму
одиночества, непонятости,
«глухонемоты»,
«беспамятства» и
безнадежности, которой
кончаются попытки
выработать для себя
последовательную
жизненную позицию. Любовь к
девушке, тщетно зовущей
героя вернуться «с небес»,
то есть из книг, снов и
видений, подогреваемых
искусственными
стимуляторами, в реальное
пространство человеческих
обязанностей и забот,
кончается для него еще
одной травмой, после
которой надежды на
духовное спасение не
остается.
Поплавский вел дневники,
после его смерти
сохраненные другом
писателя Н.Д.Татищевым и
изданные в 1996. Они
показывают глубину и
постоянство интереса
Поплавского к
метафизическим проблемам
большой сложности, его
увлечение теософией и
поисками критериев
разграничения добра и зла.
Частично дневниковые
записи использованы в
обоих романах Поплавского.
Первая публикация
фрагментов этого текста
(1938) вызвала отклик
Н.Бердяева: отметив, что
записи Поплавского
«поражают отсутствием
простоты и прямоты», он
вместе с тем почувствовал в
них «подлинное религиозное
беспокойство и искание».
Умер Поплавский от
передозировки наркотиков в
Париже 9 октября 1935.
Считался "одной из
главных надежд русской
литературы первой
эмиграции".