Биография
Твардовский Александр
Трифонович (8/21.06.1910-18.12.1971),
русский поэт. Родился на
Смоленщине в семье
сельского кузнеца. Мать —
из дворян-однодворцев. С
детства познакомился с
русской классикой. В 1922
заканчивает четыре класса,
учиться дальше не смог
из-за материальных
трудностей.
С 1924 посылает в местные
газеты заметки, но печатают
их редко. Поэтический дебют
Твардовского состоялся в
1925: в газете “Смоленская
деревня” напечатаны его
стихи “Новая изба”.
Молодого поэта поддержал М.
В. Исаковский. В 1929
Твардовский уезжает в
Москву в поисках
постоянной литературной
работы, в 1930 — возвращается
в Смоленск, где поступает в
Пединститут и живет до 1936.
Этот период совпал с
тяжелыми испытаниями его
семьи: родители и братья
были раскулачены и
сосланы.
Тем не менее именно в эти
годы выходит серия очерков
Твардовского “По
колхозной Смоленщине” и
его первое прозаическое
произведение “Дневник
председателя” (1932).
Серьезным этапом в
поэтическом творчестве
Твардовского стала поэма
“Страна Муравия” (1934-36),
посвященная
коллективизации. Поиски
Никитой Моргунком
сказочной Страны Муравии
приводят его к
определенным выводам о
благе или пагубности
“великого перелома”, в
основе открытого финала
поэмы — противоречивость
судьбы самого поэта и его
семьи.
В 1936 Твардовский
переезжает в Москву, где
поступает учиться в
Московский институт
истории, философии и
литературы. В эти годы он
много переводит классику
народов СССР. Еще будучи
студентом, за заслуги в
области литературы
награжден орденом Ленина.
Всесоюзное признание и
литературная слава
позволяют поэту добиться
возвращения из ссылки
родных.
Военный путь Твардовского
начался в 1939. Как военкор он
участвует в походе в
Западную Белоруссию,
позднее в Финской кампании
1939-40.
Ярчайшим выражением
русского национального
характера стала поэма
“Василий Тёркин. Книга про
бойца” (1941-45). “Это
поистине редкая книга:
какая свобода, какая
чудесная удаль, какая
меткость, точность во всем
и какой необыкновенный
народный солдатский язык —
ни сучка ни задоринки, ни
единого фальшивого,
готового, т. е.
литературно-пошлого
слова!” — столь высоко
оценил поэму Твардовского
И. А. Бунин.
Вершиной послевоенного
творчества Твардовского
стала поэма “Дом у дороги”
(1942-46), отразившую
“оборотную” сторону
войны: горечь отступления,
ужасы оккупации и плена,
трагедию возвращения
солдата-победителя на
пепелище родного дома.
В 1950 Твардовский назначен
главным редактором
“Нового мира”. За годы
руководства (1950-54, 1958-70) этим
журналом, фактически
“своего рода
альтернативным
идеологическим лидером”,
наряду с
диссидентско-фрондирующим
публикациями, гл. обр. в
публицистике и критике,
Твардовский привлек на
страницы “Нового мира”
таких значительных
мастеров русского слова,
как В. Астафьев, В. Белов, Ф.
Абрамов, С. Залыгин, В.
Шукшин, Ю. Бондарев.
Основные произведения:
поэмы “За далью — даль”
(1950-60), “Тёркин на том
свете” (1954-63), “По праву
памяти” (1967-69); сб. “Из
лирики этих лет” (1959-67).