Биография
Из Википедии:
Родился в Москве в семье
царского сенатора,
вышедшего в отставку. Из
Москвы семья сенатора
перебралась в Харьков, где
будущий поэт закончил
семилетнюю школу и
музыкальное училище. После
окончания семилетки уехал
в Ленинград и поступил на
факультет
языко-материальных культур
(Ямфак), однако в 1927 был
отчислен за «сокрытие
соцпроисхождения».
После отчисления из
университета некоторое
время работал сварщиком на
строительстве Балтийского
вокзала. Летом 1929 вместе с
женой гостил в Коктебеле у
М. Волошина, читал свои
стихи, был одобрен. В 1930
возвращается в Харьков. В
1931 призван в армию, служит
писарем при Харьковском
горвоенкомате. В 1931
ненадолго подвергался
аресту. В 1933 жил в Москве,
работал в Институте
электросварки. В 1934
переезжает в Керчь, где
устраивается заведующим
художественным
радиовещанием и
руководителем клубной
самодеятельности. В 1936
снова арестован, попадает в
психбольницу.
В 1938 ездил в Москву, где,
возможно, познакомился с Б.
Пастернаком, приславшим
Щировскому открытку с
положительным отзывом о
его стихах. Несмотря на это,
при жизни Щировский так и
не увидел напечатанным ни
одного своего
стихотворения.
В июле 1941 Щировского
призвали в армию, он был
тяжело ранен. Погиб под
Геническом в результате
прямого попадания бомбы в
машину с ранеными,
эвакуируемыми из
госпиталя.
Многие стихи и письма
Щировского утрачены.
Впервые уцелевшее наследие
Владимира Щировского
опубликовано только в 2007
году. Более полное издание
с добавлением позднее
обнаруженных
стихотворений вышло год
спустя
Евгений Евтушенко:
Вдова Максимилиана
Волошина, Марь Степанна,
как все ее называли в
старости, рассказывала мне,
что однажды, в конце
двадцатых годов, к ним в дом
пришел какой-то странный и
именно поэтому
запомнившийся ей человек с
рекомендательным письмом
от дальних знакомых Макса,
удостоверявших, что
податель письма –
талантливый поэт. Однако
вместо того чтобы
немедленно начать
обчитывать хозяина дома
стихами, он спросил:
– Скажите, а она цела?
– Кто она? – поднял брови
Макс.
– Ну как кто? Царица Таиах!
Мне столько рассказывали о
ней, – простодушно ответил
гость.
Волошин улыбнулся и повел
его в мастерскую, где
действительно стояла
белоснежная мраморная
голова царицы, на которую
гость, фамилия которого не
удержалась в памяти Марь
Степанны, уставился как
зачарованный, потеряв дар
речи. А стихи его Волошину
понравились, и он даже
подарил гостю свою
акварель. Но мало ли кому он
дарил свои работы! Марь
Степанна сама мне одну
презентовала без спросу у
давным-давно умершего
Максиньки.
И всё же мне почему-то
кажется, что тем гостем был
именно Владимир Щировский
– поэт, открытый почти
через полвека после смерти.
В 1988 году в редакцию
журнала «Огонек», где я
печатал из номера в номер
отрывки из первого
наброска антологии
«Русская муза XX века»,
пришла бандероль от,
по-видимому, близкой ему
женщины, с кратенькой, но
поразительной историей его
жизни и стопочкой стихов на
папиросной бумаге. Эта
женщина и рассказала в
письме о том, что свои стихи
он читал Максимилиану
Волошину, после чего тот
подарил ему коктебельскую
акварель с надписью: «На
память В. Щировскому, за
детской внешностью
которого я рассмотрел
большого и грустного
поэта». Но Щировский был
обогрет и Анной Ахматовой,
и Борисом Пастернаком, и
даже Николаем Тихоновым,
единственным из них, кто
мог бы ему помочь в
печатании, но предпочел
скучные советы «разглядеть
положительные стороны
жизни». Однако оставим это
«мог бы» без обвинений,
которые так легки сейчас.
В биографии Щировского
была одна деталь, которая в
нынешние времена могла бы
стать рекомендацией в
возрожденное Дворянское
собрание или что-нибудь
подобное: он был поздним и
единственным сыном
царского сенатора. Но в
эпоху красного геноцида
русской аристократии, за
редкими подхалимскими
исключениями, карьера для
людей с таким
происхождением без
перешагивания через трупы
и убеждения была
невозможна. Нужно было
вообще не высовываться или,
на современном жаргоне, «не
засвечиваться».
Требовался
трусливо-лицемерный
вариант аскетизма: «Так:
Лермонтовым по Кавказу
Прокрасться, не встревожив
скал» (Марина Цветаева). А
особенно – таких
незыблемых скал, как
«пролетарская литература»,
«социалистический
реализм». Словом, чтобы
уцелеть, надо было стать
«Лермонтовым в футляре».
Щировский под масочкой
именно такого
удобненького,
пролетариеподобненького
Лермонтова поступил в
Ленинграде на ямфак, то
есть на факультет
языко-материальных
культур, но оттуда его
скоренько вычистили «за
сокрытие
соцпроисхождения».
Тогда он спрятал себя
истинного настолько
глубоко, что порой непросто
было найти самого себя в
себе. Такое случалось тогда
сплошь и рядом. «И как я
перешел в ничто – Никто,
конечно, не заметил».
Переход в незамечаемость
был отнюдь не лицемерием, а
своего рода личной
гигиеной. Он не хотел
мараться ни о какую
идеологию. Работал
сварщиком на строительстве
Балтийского вокзала.
Женившись и обвенчавшись
(что в то время было весьма
неосторожным поступком),
жил неустроеннейше. С женой
они скитались по чужим
квартирам.
В 1931 году его арестовали,
однако внешняя
субтильность, крошечный
размер ноги, когда ему
приходилось носить женскую
обувь, вызывали жалость
больше, чем
подозрительность, и его
вскоре выпустили, посадив
для баланса почти всех его
друзей.
Плакатно-песенная жизнь
требовала, чтобы он
присоединился ко всеобщему
казенному счастью, а его
тошнило от необходимости
присоединяться к этому
спектаклю за
колюче-проволочным
занавесом. Он выбрал
неприсоединяемость,
которая, к его чести,
никогда не переходила в
озлобленность. Замкнутость
стала единственной
самозащитой. Пытался
взорваться – ну хоть
потихонечку: «…Крикну
«долой!», захриплю, упаду,
Нос расшибу на
классическом льду, Всю
истощу свою бедную прыть –
Чтобы хоть вечер
несчастным побыть!» А если
что и помогало ему выжить,
то это стихи, которые он
писал без всякой надежды на
прижизненную публикацию.
То, что он скрывал в
анкетах, он не скрывал в
жизни. Дворянским
происхождением гордился и
не раз переходил на
французский язык даже с
непонимающими его.
Одно время Владимир
Щировский занимался в
харьковском объединении
поэтов «Порыв», которым
руководил Владимир Сосюра.
Некий «пролетарский» поэт
как-то заявил, что
Щировский, пробравшийся в
их студию, классовый враг.
Будущий знаменитый
диссидент, названный
Александром Солженицыным в
романе «В круге первом»
Львом Рубиным, писавший
тогда стихи «под
Сельвинского», защитил
Щировского – это было
началом правозащитной
деятельности Льва
Копелева. Щировского
пристроили писарем в одном
из харьковских
райвоенкоматов, а потом
определили на должность
худрука самодеятельности в
керченский Дом офицеров.
В 1941 году немецкий снаряд
под Геническом прямым
попаданием разнес
грузовик, где находились
эвакуируемые из госпиталя
раненые и больные – одним
из них был так и не
дождавшийся признания при
жизни большой русский поэт,
не притворявшийся, но и не
раскрывшийся, хотя ему было
что скрывать. Он сохранял
пушкинскую «тайную
свободу» на страшном фоне
уничтожения всех
независимо мыслящих людей
и сам выработал тончайшее
профессиональное
мастерство, несмотря на то,
что его встречи с
профессионалами были
крайне редки. На шее у него
явственно виднелся
красноватый рубец от
веревки, на которой он
однажды пытался
повеситься, но сорвался с
крюка.
Оставаясь в читательском
вакууме, Владимир
Щировский сумел создать
своими стихами
микроклимат, позволявший
ему дышать, хотя и
задыхаясь.